Меню

XI Всероссийский форум «Вместе – ради детей!

162
12.11.2020

XI Всероссийский форум
«Вместе – ради детей!»

10-11 ноября 2020 года ОКУ "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" совместно с коллегами из шести дошкольных и общеобразовательных организаций региона принял участие в работе XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства», организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

11112020

С 2011 года Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения является активным разработчиком и участником программ по вопросам поддержки детей с ОВЗ и инвалидностью в Курской области. Сотрудничество с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализация программ позволили привлечь в регион более 80 млн. руб. средств грантов на создание региональной межведомственной системы оказания комплексной  ранней помощи.

В настоящее время в 53 организациях образования, здравоохранения и социальной защиты населения в ходе формирования современной инфраструктуры системы ранней помощи в Курской области созданы различные службы: кабинеты психологической поддержки и реабилитации семьи, кабинеты раннего вмешательства, лекотеки, группы кратковременного пребывания детей с ОВЗ и инвалидностью, консультативные пункты для родителей, мобильные бригады.

С 2019 года функционирует межведомственный координационный совет по оказанию ранней помощи детям и их семьям при Губернаторе Курской области, а в структуре Областного казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» создан и наделен полномочиями координатора межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Курской области «Региональный ресурсно-методический центр ранней помощи детям» (РРМЦ).

DSC07274

Региональный опыт работы отмечен в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р).

Работа в Курской области по организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста, проводится системно, комплексно при активной поддержке администрации региона и непрерывном сотрудничестве учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения.

Дальнейшее развитие системы сопровождения в регионе предполагает совершенствование модели оказания ранней помощи, которая включает взаимодействие различных межведомственных структур: образования, здравоохранения, социальной защиты, некоммерческих организаций на различных уровнях управления.

Опыт сотрудничества Центра и образовательных организаций региона был презентован на виртуальной выставочной площадке XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства», где были представлены инновационные практики, направленные на сохранение семейного окружения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

10 ноября 2020 года директор ОКУ "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» Зубарева Татьяна Григорьевна обобщила опыт работы учреждения по организации различных форм поддержки семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, воспитании и обучении.

11 10


С 2015 года учреждение является координатором научно-методического обеспечения инклюзивного образования в регионе, с 2016 - ресурсным центром по развитию системы ранней помощи в Курской области. 

Сегодня – это региональный координационный центр межведомственной системы оказания помощи детям от 0 до 18 лет, консультативной поддержки родителей и методического сопровождения педагогов Курской области.

Инфраструктура Центра позволяет осуществлять деятельность на высокотехнологичном уровне. Кабинеты педагогов ОКУ ЦППМСП оснащены инструментарием с интерактивными технологиями (сенсорные комнаты и панели; IT-панели, планшеты, SMART-столы и тренажеры, комплексы Биологической обратной связи, интерактивные песочные, сенсорные и Монтессори комплекты, аппараты аудиокоррекции «Томатис»). Медицинские работники используют современное реабилитационное оборудование. В залах для детей с ДЦП организована работа на тренажерах с применением нейро-ортопедических лечебных костюмов «Ева» и «Адели». В медицинской практике специалисты успешно применяют микрополяризацию головного мозга.

Практические наработки специалистов Центра представлены на Федеральном уровне в журналах «Дефектология» (2015-2016, 2018 гг.), «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» (ноябрь 2012 г., январь 2017 г.) (ИКП РАО (Москва)).

В работе интерактивной площадки 11 ноября 2020 года приняли участие специалисты Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения: заместитель директора Центра Петелина Наталья Геннадьевна, заместитель директора, руководитель Отделения развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы» Новикова Инна Игоревна, врач-невролог Отделения Анцупова Галина Владимировна.

1 3

 

Специалисты Центра подвели итоги пятнадцатилетней работы Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, презентовали навигатор организаций, оказывающих раннюю помощь детям и их семьям в Курской области , провели виртуальную экскурсию по Региональному ресурсно-методическому центру, Посетили Автокласс и Автогородок – учебную площадку для детей с ОВЗ и инвалидностью по безопасному движению на дорогах.

Участники выставки презентовали работу нового проекта – образовательного лектория «Равные возможности», поддержанного Фондом и представленного в номинации «Мы – вместе!» как лучшая региональная практика активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

9 8


Это мультипроектная программа для родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработанная и реализуемая в рамках Стратегии развития региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области в Отделении развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы».

Деятельность Лектория направлена на повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, улучшения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.

Лекторий реализует следующие мероприятия:

  • Обеспечение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам обучения, воспитания, развития, абилитации, реабилитации и социализации детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью через работу клуба «Компетентные родители». Проведение родительских встреч, практикумов, мастер-классов, деловых игр способствует оказанию адресной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по актуальным вопросам обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Работа Семейной арт-студии «Цветик-Семицветик» в рамках групп кратковременного пребывания и лекотек. Арт-терапевтические методы педагогов студии – изо- и цветотерапия, игры с песком, сказкотерапия – способствуют развитию творческого потенциала воспитанников Отделения и их родителей.
  • реализация Программы «Читающая семья» через совместную проектную деятельность родителей и детей с ОВЗ и инвалидностью, подбор и совместное чтение, обсуждение детской литературы и проведение родительских встреч, семинаров-практикумов, мастер-классов, а также семейных экскурсий в библиотеку.
  • сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью через Программу «Отражение семьи»: тренинги общения и самоконтроля, психологические и социально-моделирующие игры, дискуссии, семейные реконструкции, мастер-классы, а также проведение семейного консультирования по вопросам безусловного принятия ребенка с ОВЗ и инвалидностью, сложившейся жизненной ситуации. Программа нацелена на формирование ответственной родительской позиции в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ и инвалидностью, осуществление родительской рефлексии и осознанных установок на желаемый результат.

Пространство Лектория – это современная площадка для сотрудничества с семьей, повышения ответственности и инициативности родителей, расширения их культурного пространства и получение новых знаний о возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях детей.

5 2


К диалогу были подключены специалисты организаций Курской области, включенных в систему ранней помощи, опыт которых был представлен в рамках выставочного дня.

Афанасьева Светлана Николаевна, педагог-психолог Областного казенного общеобразовательного учреждения «Новопоселеновская школа-интернат»;

Зубова Яна Владимировна, педагог-психолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад г.Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области;

Суяркова Ирина Петровна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Соловушка»;

Заплаткина Анна Александровна, заместитель директора по УВР Областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курска

Стулова Анна Васильевна, педагог-психолог Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Панасенко Людмила Дмитриевна, учитель Областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат  для детей с ограниченными возможностями здоровья  №5» г. Курска

Участникам Форума был презентован опыт работы подведомственных учреждений комитета образования и науки Курской области по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.

На виртуальной выставочной площадке транслировались практики, внедряемые образовательными организациями Курской области и направленные на сохранение семейного окружения детей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

ОКОУ «Школа-интернат №5 представила «Современные форматы работы с семьей в условиях школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Вопрос «Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в кабинете раннего вмешательства» рассматривался сотрудниками МБДОУ «Детский сад №3» Соловушка», г.Рыльск 

О «Развитии коммуникативных навыков у детей группы риска в процессе коррекционно-развивающей работы специалистов кабинета раннего вмешательства» рассказали специалисты МКДОУ «Детский сад, г.Фатежа «Золотой ключик» 

«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха в условиях лекотеки» был представлен командой педагогов ОКОУ «Курская школа-интернат» 

Мы познакомились с «Вариативными формами психологического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната ОКОУ Новопоселеновская школа-интернат»  и оценили  «Опыт социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОБОУ «Школа-интернат 2 им. Г.А.Карманова» г.Курск.

Специалисты образовательных организаций уверены, что работа по внедрению различных форматов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью станет надежным фундаментом современной инфраструктуры сопровождения, модернизируется и найдет своё продолжение в работе образовательных и других организаций региона.

Приглашаем коллег продолжить взаимодействие и сотрудничество через информационное пространство – региональный портал «Помощь», который не так давно был создан, но уже сейчас позволяет оказывать консультативную помощь родителям через формирование видеоответов и консультаций специалистов на You-Tube канале нашего Центра, организацию профессионального консультирования и ведение интерактивного сотрудничества.

6

Специалисты организаций образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, участвующих в грантовых программах Фонда надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество Курской области с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на совместную работу и на реализацию новых актуальных задач и проектов.